Ученые придумали способ остановить артрит, сепсис и ВЗК
В журнале Science Immunology американские исследователи описали новое вещество, которое блокирует связанную с воспалением гибель клеток.
Проницаемость клеточных мембран увеличивается в результате экстремального воздействия. Поэтому воспаление вызывает массовое «самоубийство» клеток, известное как пироптоз.
В культуре клеток человека и экспериментах на животных новое вещество предотвращает образование смертельных отверстий (пор) внутри клеточных мембран. Эксперты называют это революционным фармакологическим подходом к лечению артрита и воспалительных заболеваний.
«Сегодня не существует фармакологического механизма для прямого ингибирования образования пироптотических мембранных пор. Нам было известно, что некросульфонамид (necrosulfonamide) подавляет другой механизм образования отверстий в клетках. Но выяснилось, что этот препарат эффективен в экспериментальных моделях сепсиса для лечения заболеваний, связанных с воспалением», — сказал Дерек Эбботт.
В экспериментах лабораторные мыши с сепсисом, получавшие некросульфонамид, выживали дольше. Результаты свидетельствуют о том, что новый препарат ограничивает связанное с бактериальным сепсисом влияние воспалительного процесса на клеточные мембраны.
Эта молекула никогда не изучалась как фармакологический агент.
Некросульфонамид — новое лекарство от артрита
Пироптоз является частью порочного воспалительного круга при многих заболеваниях. В мембранах умирающих клеток образуются отверстия, пропускающие внутрь еще больше токсичных молекул.
Гибель клеток вызывает новый приток лейкоцитов к месту воспаления, продолжая порочный круг и инициируя новый раунд пироптоза. Лейкоциты как бы посылают сигнал бедствия, призывая «сородичей».
Возникает хроническое неконтролируемое воспаление, лежащее в основе артрита и ВЗК. Команда профессора Эбботта из медицинского факультета Case Western Reserve считает вполне реальным остановить пироптоз, сохраняя при этом жизненно важные функции лейкоцитов.
Ученые испытали некросульфонамид, добавив его к клеткам человека, выращиваемым в лаборатории. Даже в присутствии воспалительных триггеров, таких как бактерии, подвергшиеся воздействию препарата иммунные клетки оставались целыми. Они не пропускали красители и другие молекулы и продолжали выполнять естественные функции.
Это была маленькая победа над артритом: некросульфонамид действительно останавливал воспаление. Но предстояло выяснить, как это происходит.
Профессор провел серию биохимических анализов и установил, что лекарственное вещество непосредственно связывает газдермин D – белок, разрушающий клеточные мембраны. При пироптозе длинные цепочки газдермина D собираются внутри мембран, разрывая их на части.
Некросульфонамид физически препятствует этому процессу, мешая формированию белковых цепочек. Механизм действия принципиально отличается от того, как работают привычные НПВС или кортикостероидные гормоны — это действительно новое противовоспалительное средство.
«Наши результаты свидетельствуют о том, что разработка специфических ингибиторов газдермина D клинически целесообразна. Мы доказали, что эта молекула может быть фармакологической мишенью для предотвращения клеточной гибели при воспалении», — пишут авторы.
Зарубежные специалисты, изучившие достижения своих коллег, положительно отзываются о новом препарате и высоко оценивают потенциал некросульфонамида как лекарства от артрита.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: