Эпигенетическая связь между ревматоидным артритом и артрозом
Точнее, речь идет об эпигенетических изменениях, охватывающих взаимодействие между генами, но не саму структуру ДНК. Невероятным открытием стал белок, который может играть роль посредника в развитии артроза и РА — это белок гентингтин-1.
Напомним, белок гентингтин кодируется геном НТТ и выполняет в организме неизвестную функцию. Врачи знают лишь то, что мутация гена НТТ ведет к развитию болезни Хантингтона — редкого, смертельного поражения центральной нервной системы.
В ходе исследования авторы применили эпигенетический анализ — современный метод, который помогает понять механизм заболеваний.
С помощью системы EpiSig ученые составили «эпигенетические карты» ревматоидного артрита, надеясь обнаружить ценные маркеры и мишени для новых лекарственных препаратов.
Зачем это нужно? Несмотря на развитие фармакологии, определенный процент больных РА не отвечает на терапию и неуклонно прогрессирует до полного разрушения суставов и инвалидности.
Ревматологи давно подозревают, что секрет невосприимчивости к лекарствам может лежать в эпигенетике, то есть в особенностях работы отдельных генов больного организма. Путем составления подробного эпигенетического ландшафта РА секрет можно раскрыть.
И вот работа принесла плоды: ревматоидный артрит и остеоартрит (артроз), как выяснилось, имеют общие генетические механизмы. Подробности публикует Nature Communications.
В чем генетическое сходство РА и артроза?
При помощи EpiSig ученые анализировали образцы клеток людей, страдающих ревматоидным артритом и остеоартритом.
Выяснилось, что болезни имеют общие эпигенетические черты: 215 генов были недостаточно активными, а 124 — наоборот, демонстрировали гиперэкспрессию. То есть при обоих заболеваниях нарушается выработка одних и тех же клеточных белков.
Воспалительный процесс, регуляция иммунного ответа и миграция клеток — в этом РА и остеоартрит были удивительно похожи. Однако при артрозе были нарушены гены, отвечающие за функции остеобластов, остеокластов и хондроцитов.
При ревматоидном артрите же были нарушены другие пути, отвечающие за роль макрофагов, фибробластов и эндотелиальных клеток. Этим болезни и отличались на эпигенетическом уровне.
Другой интересный вывод заключался в неожиданной и даже пугающей эпигенетической связи между РА и болезнью Хантингтона. Белок HIP1 фигурировал на некоторых этапах развития артрита и печально известной хореи Хантингтона.
В экспериментах in vitro дефицит HIP1 ограничивает ревматоидное поражение синовиальных клеток на 50%. Этот невероятный результат показывает, что HIP1 играет важную роль в патогенезе РА.
«Мы обнаружили набор генов, отвечающих за развитие артрита. Это позволяет создать новые и перепрофилировать существующие лекарства для более эффективной терапии ревматоидного артрита и артроза», — уверен Гэри Фирштейн, эксперт по трансляционной медицине из Университета Калифорнии в Сан-Диего (США).
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: